Валентина Соловых

История создания СВободного Театра напрямую связана с атмосферой начала 90-х годов на Дальнем Востоке. Равно как и политическая ситуация в стране, так и атмосфера, преобладавшая в тот период в театральном и музыкальном искусстве ДВ-региона, явно располагали к тенденции обновления, возникновения новых течений, полной свободе творческого поиска. В то время, как репертуарные театры переживали очередной период застоя, в крае стали появляться новые независимые театральные коллективы, и первым из антрепризных театров (а также единственным в крае, существующим до сих пор) стал СВободный Театр.

Следует отметить, что СВободный Театр как объединение творческих сил антрепризного характера возник первым в России и до сих пор имеет одно существенное отличие от всех антреприз, появлявшихся позднее (в основном, в обеих столицах). Вот оно – СВободному Театру длительное время довольно успешно удавалось охватывать своей деятельностью почти все жанровые направления музыкального и драматического театра. Основной причиной такой небывалой широты диапазона явился тот факт, что с самого начала во главе театра встала выдающаяся дальневосточная певица Валентина Соловых, артистка уникального дарования, которая первой в истории г. Хабаровска с равными успехом и лёгкостью выступала в жанрах оперы, оперетты, мюзикла, комедии и драмы. Поэтому и СВободный Театр изначально был создан как «театр музыки, балета, комедии и драмы».

Произошло это, конечно же, не в одночасье. С 1991 года вокруг Валентины Соловых – ведущей солистки Хабаровского театра музыкальной комедии – постепенно стал собираться коллектив артистов, музыкантов, композиторов, художников, а также талантливая творческая молодёжь, которые с удовольствием принимали участие в инициируемых Валентиной Соловых и её продюсером Оксаной Софийской музыкальных проектах на театре, телевидении, концертных площадках города и края. Наиболее успешными из них стали: бенефис Валентины Соловых «Отражение» (1993 год, сцена театра музыкальной комедии, режиссёр Вячеслав Добровольский); съёмки видеоклипов «Призрак оперы» (1993 год, «Телевидение Амура», ведущий оператор Андрей Архангородский) и «Тёмная ночь» (1994 год, «Телевидение Амура», оператор Андрей Архангородский); фильм-опера «Человеческий голос» (1994 год, Хабаровская студия телевидения, режиссёр Лидия Славутская, ведущий оператор Александр Пышнев; фильм стал призёром Пражского фестиваля телевизионных музыкальных фильмов «Злата Прага»); музыкальное шоу «Примадонна» (1994 год, сцена хабаровской краевой филармонии, режиссёр Вячеслав Соболевский); музыкальное шоу «Примадонна» (1995 год, сцена театра музыкальной комедии, режиссёр Оксана Софийская, хореограф Лариса Саулова).

Таким образом, к концу 1995 года около Валентины Соловых сложился коллектив талантливых творческих энтузиастов, предложивших Валентине возглавить новый театр в качестве Художественного руководителя. Состоялся первый художественный совет, обсудивший творческое кредо нового театра, а также ближайшие будущие проекты, определивший основное жанровое направление (мюзикл). Кроме того, на том памятном декабрьском худсовете были обозначены и другие жанры, интересные будущему театру в плане творческого поиска и неординарных решений. Предложение О. Софийской назвать театр Свободным было встречено одобрением (особенно горячим у молодёжи) в связи с тем, что каждый из присутствовавших связывал с этим названием надежды на осуществление собственных творческих планов (какие были невозможны в государственных театрах), а также название это достаточно явно указывало на свободный творческий дух всех собравшихся, что свойственно наиболее одарённым представителям творческой элиты. Было решено, что в Свободном Театре не будет никакой другой цензуры, кроме цензуры художественного совета, а также никакой авторитарности в руководстве. А поскольку идейным вдохновителем, (а для кого-то и настоящим кумиром) многих членов будущего коллектива была Валентина Соловых, чьё имя уже было признанным авторитетом в искусстве, было предложено, чтобы в названии «СВободный Театр» в первом слове две первые буквы были большими (то есть таким образом были зашифрованы инициалы Валентины Соловых). Несмотря на то, что сама Валентина с особым, свойственным ей юмором опротестовала это предложение, решение оставить название именно в такой аббревиатуре было принято единодушно.

Кроме того, статус СВободного Театра был определён как «независимая антреприза», предполагавшая контрактную систему отношений с участниками каждого из будущих проектов на всё время существования этого проекта на сцене. СВободный Театр должен был объединить в своих постановках лучших музыкантов, артистов всех трёх государственных городских театров и краевой филармонии. Балет решено было сформировать из артистов трёх ансамблей балета – «Дальний Восток», ансамбля КДВО и КДПО (названия на 1996 г.).

Официальное открытие СВободного Театра было запланировано на 16 февраля 1996 года, и для этого был выбран мюзикл Э.-Л. Уэббера «Призрак оперы». Расположиться СВободный Театр должен был во вновь отремонтированном здании кинотетра «Совкино».

Решение разместить новый СВободный Театр в помещении кинотеатра «Совкино» было принято благодаря участию в судьбе будущего театра Комитета по культуре и искусству Хабаровского края во главе с председателем А. Н. Бочарниковым и «Крайкиновидеопроката» во главе с генеральным директором Н. Н. Ершовым (названия организаций даны на 1996 год). Руководство СВободного Театра по сей день безмерно благодарно Николаю Николаевичу Ершову и Александру Николаевичу Бочарникову – компетентным и грамотным руководителям, а также коллективам обеих, возглавляемых ими, организаций, оказавшим необходимую помощь в период становления молодого СВободного Театра.

СВободный Театр официально открылся 16 февраля 1996, с большим успехом показав на сцене кинотеатра «Совкино» собственную версию легендарного мюзикла «Призрак Оперы». Главные партии исполнили Валентина Соловых, Виктор Першин и Влад Павленко. В спектакле использовались киноэффекты. С этого дня только в течение 1996 года «Призрак Оперы» прошёл десятки раз, неизменно собирая аншлаги. С тех пор «Призрак Оперы» в постановке СВободного Театра выдержал ещё два римейка – в 1998 и 2001 годах (уже на сцене ОДОРА). В течение десяти лет шёл «Призрак Оперы» в Хабаровске (впервые в России!), завоевав любовь зрителей. Валентина Соловых и Виктор Першин (исполнители партий Кристины и Призрака) буквально превратились в кумиров нескольких поколений зрителей не только Хабаровска, но и городов Дальневосточного региона, где гастролировал спектакль. Интересно, что за это время сменились четверо исполнителей партии Рауля (третьей главной партии в «Призраке»), среди которых были Сергей Борисов, Влад Павленко, Антон Пиотрович, Юрий Васильев, исполнители же партий Кристины и Призрака всегда оставались неизменными.

1996 год стал знаменательным в истории СВободного Театра, так как с февраля по декабрь 1996 года почти каждую пятницу(!) в театре была премьера. За этот год на сравнительно небольшой сцене кинотеатра «Совкино» СВободным Театром были показаны десятки новых концертных программ и спектаклей, среди которых – вечер старинного русского романса «Очи чёрные», вечер оперетты «Любовный напиток», «Джаз-бэнд-концерт», рок-шоу «Рокомания–1996» (с участием групп «Трек» и «Бэлоуни»), мистическая драма «Кладбищенский ангел», «чёрная» комедия «Кофе с цианистым калием», психологическая драма «Я всем говорю – «нет!»», и др.

С февраля 1997 года (с премьеры эротического мюзикла «Венецианка») СВободный Театр работает на сцене Окружного Дома офицеров Российской армии. Благодаря долговременному успешному сотрудничеству с руководством ОДОРА СВободным Театром за пятнадцать лет были показаны десятки премьер, которые увидели более 500 тысяч зрителей. Руководство СВободного Театра неизменно признательно всему коллективу ОДОРА, без помощи которого работа Театра существенно усложнилась бы, и лично Сергею Александровичу Димитриенко и Михаилу Ивановичу Корнейчуку.